Именно так — «эта со льда» называли Елену Чайковскую — студентку первого курса балетмейстерского отделения ГИТИСа, курса, на котором учились профессиональные танцовщики после окончания хореографического училища и «эта со льда» — первая ученица, которая была фигуристкой, а не балериной. Как говорит сама Елена Чайковская: «Вошла в историю, можно сказать». В историю эта женщина войдет еще не раз в качестве тренера по фигурному катанию на коньках — великого тренера, воспитавшего в том числе и первых в мировой истории Олимпийских чемпионов в танцах на льду Людмилу Пахомову/Александра Горшкова и первую в истории СССР и России чемпионку мира в женском одиночном катании Марию Бутырскую.

Будучи рожденной и выросшей в артистической семье, девочке Лене с детства была близка театральная сцена, репетиции, спектакли, публика и актерские «посиделки». Эпизоды в кино присутствуют в биографии маленькой Лены Осиповой, как и выступления на сцене и, наверное, девочка могла бы вполне пойти по стопам родителей, но у судьбы были совсем иные планы.

После окончания школы с отличием, Лена, обладающая поразительной зрительной памятью и, превосходно знающая математику и физику, хотела поступать на механико-математический факультет МГУ. Но в это же время уже было фигурное катание, которое прочно вошло в жизнь, и выбор был сделан в пользу ГИТИСа, где Лена Осипова с легкой руки преподавателей и однокурсников и стала «этой со льда».

Так как же эта девочка попала в фигурное катание? Проживая во время войны в Южном Казахстане, Лена заболела открытой формой туберкулеза, о чем уже стало известно в послевоенное время, когда Лена с мамой вернулись жить в Москву. Легкие девочки были далеко не в лучшем состоянии, маленького размера и не работали так, как надо. Вот тогда-то и возникла мысль о спорте, как о необходимости находиться на воздухе и интенсивно дышать, дабы разрабатывать легкие.

Выбор пал на фигурное катание и Лена стала кататься на «Стадионе юных пионеров» у Татьяны Александровны Толмачевой. В 14 лет Лена Осипова перешла в общество «Динамо» и попала в сборную СССР. В это же время сделан окончательный выбор между театром, математикой и фигурным катанием в пользу последнего. В 1957 году Елена Осипова становится чемпионкой СССР, а дальше наступает пора формирования великого тренера: образование в ГИТИСе и начало тренерской деятельности.

Вот как про Елену Анатольевну пишет обозреватель журнала «Балет» Людмила Тажирова: «Продуманный режиссерский замысел, предшествующий ее композициям, выстраивал логику драматургического развития не только в показательном номере, но и в спортивной программе…Она (прим. Чайковская) впервые вводит в фигурное катание понятие «действенный конец» — в «Кумпарсите». Впервые использует такие театральные формы, как диалог и монолог. Дуэты «согласия» сменяются у Чайковской дуэтами «разногласия». Для воплощения этих идей потребовался новый тип спортсмена. Она формирует спортсменов-актеров, способных воссоздать художественные образы хореографа.»

Татьяна Тарасова/Георгий Проскурин, Людмила Пахомова/Александр Горшков, Марина Зуева/Андрей Витман, Наталья Линичук/Геннадий Карпоносов, Владимир Ковалев, Ольга Воложинская/Александр Свинин, Владимир Котин, Мария Бутырская, Маргарита Дробязко/Повилас Ванагас — все эти спортсмены, так сказать — «коньки Чайковской».

Неординарная и разносторонняя уже с детства, в которой неимоверным образом сочеталась любовь и способности к театру и математике, все эти таланты очень помогли ей в той профессии, в которой она работает всю жизнь, и работает потрясающе успешно.