Именно так – “эта со льда” называли Елену Чайковскую – студентку первого курса балетмейстерского отделения ГИТИСа, курса, на котором учились профессиональные танцовщики после окончания хореографического училища и “эта со льда” – первая ученица, которая была фигуристкой, а не балериной. Как говорит сама Елена Чайковская: “Вошла в историю, можно сказать”. В историю эта женщина войдет еще не раз в качестве тренера по фигурному катанию на коньках – великого тренера, воспитавшего в том числе и первых в мировой истории Олимпийских чемпионов в танцах на льду Людмилу Пахомову/Александра Горшкова и первую в истории СССР и России чемпионку мира в женском одиночном катании Марию Бутырскую.

Будучи рожденной и выросшей в артистической семье, девочке Лене с детства была близка театральная сцена, репетиции, спектакли, публика и актерские “посиделки”. Эпизоды в кино присутствуют в биографии маленькой Лены Осиповой, как и выступления на сцене и, наверное, девочка могла бы вполне пойти по стопам родителей, но у судьбы были совсем иные планы.

После окончания школы с отличием, Лена, обладающая поразительной зрительной памятью и, превосходно знающая математику и физику, хотела поступать на механико-математический факультет МГУ. Но в это же время уже было фигурное катание, которое прочно вошло в жизнь, и выбор был сделан в пользу ГИТИСа, где Лена Осипова с легкой руки преподавателей и однокурсников и стала “этой со льда”.

Так как же эта девочка попала в фигурное катание? Проживая во время войны в Южном Казахстане, Лена заболела открытой формой туберкулеза, о чем уже стало известно в послевоенное время, когда Лена с мамой вернулись жить в Москву. Легкие девочки были далеко не в лучшем состоянии, маленького размера и не работали так, как надо. Вот тогда-то и возникла мысль о спорте, как о необходимости находиться на воздухе и интенсивно дышать, дабы разрабатывать легкие.

Выбор пал на фигурное катание и Лена стала кататься на “Стадионе юных пионеров” у Татьяны Александровны Толмачевой. В 14 лет Лена Осипова перешла в общество “Динамо” и попала в сборную СССР. В это же время сделан окончательный выбор между театром, математикой и фигурным катанием в пользу последнего. В 1957 году Елена Осипова становится чемпионкой СССР, а дальше наступает пора формирования великого тренера: образование в ГИТИСе и начало тренерской деятельности.

Вот как про Елену Анатольевну пишет обозреватель журнала “Балет” Людмила Тажирова: “Продуманный режиссерский замысел, предшествующий ее композициям, выстраивал логику драматургического развития не только в показательном номере, но и в спортивной программе…Она (прим. Чайковская) впервые вводит в фигурное катание понятие “действенный конец” – в “Кумпарсите”. Впервые использует такие театральные формы, как диалог и монолог. Дуэты “согласия” сменяются у Чайковской дуэтами “разногласия”. Для воплощения этих идей потребовался новый тип спортсмена. Она формирует спортсменов-актеров, способных воссоздать художественные образы хореографа.”

Татьяна Тарасова/Георгий Проскурин, Людмила Пахомова/Александр Горшков, Марина Зуева/Андрей Витман, Наталья Линичук/Геннадий Карпоносов, Владимир Ковалев, Ольга Воложинская/Александр Свинин, Владимир Котин, Мария Бутырская, Маргарита Дробязко/Повилас Ванагас – все эти спортсмены, так сказать – “коньки Чайковской”.

Неординарная и разносторонняя уже с детства, в которой неимоверным образом сочеталась любовь и способности к театру и математике, все эти таланты очень помогли ей в той профессии, в которой она работает всю жизнь, и работает потрясающе успешно.