Людмила Пахомова — Александр Горшков и вечная «Кумпарсита».

Людмила Пахомова: «Идея «Кумпарситы» принадлежала Анатолию Чайковскому, мужу Лены (прим. Е.А. Чайковской). Он вообще активно участвовал в нашей творческой жизни. Когда речь шла о выборе музыки, сюжета, Лена нередко соглашалась с его предложениями, во всяком случае, так бывало при работе с нами. Загадочно, но факт: его любимые произведения в чем-то соответствовали нашему облику, стилю нашей пары. Так вот, «Кумпарситу» он видел давным-давно в старом фильме. Там вроде бы танцевал танго знаменитый Рудольфе Валентине. Эту картину — она, по-моему, называлась «Случай в пустыне» — мы так и не смогли посмотреть. Ездили в Белые Столбы, в Госфильмофонд — не было там фильма с таким названием. Но впечатление от «Кумпарситы» у Толи сохранилось так отчетливо, что он довольно точно по смыслу, по содержанию показывал нам танец — жесты, контуры рисунка… «Кумпарсита» не была этапом, вехой на пути к чемпионским медалям. Номер показательный. Но благодаря этому танцу мы поняли — к счастью, в самом начале нашего довольно-таки трудного пути — одну очень важную истину: танец любой — обязательный, произвольный — должен быть наполнен жизнью. Он должен быть одухотворен. Выразительная пластика, логичная хореография, интересные сплетения балетмейстерской мысли — все это прекрасно. Но чтобы танец вызвал отклик в людях, он не должен носить на себе отпечаток «сделанности», он должен быть хоть чуть-чуть, как «Кумпарсита», которая заставляла людей улыбаться.»

Думаю, у огромной части любителей фигурного катания танцевальный дуэт Пахомова-Горшков чётко ассоциируется именно с «Кумпарситой». Конечно, было много других не менее достойных программ. Но этот показательный танец, как говорят – визитная карточка этого выдающегося дуэта. Из книги Людмилы Пахомовой: «Наверное, мы попали в точку с этим танцем. Видимо, он был самым лучшим нашим танцем, если все запомнили «Кумпарситу», и просили «Кумпарситу», и судили о нас по «Кумпарсите», и любили нас за «Кумпарситу». Я думаю, этот номер в максимальном приближении отвечал нашему темпераменту, нашему видению танца — танца вообще, танца как явления, как особого средства самовыражения. «Кумпарсита» — это мы, это мы в то время, это То время.»

Весь танец исполнен в танцевальных позициях. Партнёр ни разу не выпустил из рук партнёршу, в отличии от сегодняшнего исполнения танцевальными парами параллельных дорожек шагов от борта до борта с исполнением твизлов и других параллельных шагов.