Его имя вписано в Канадский Олимпийский Зал Славы, Зал славы канадского фигурного катания, Зал Славы мирового фигурного катания, а еще он был профессиональным художником и мечтал стать великим танцором.

Толлер Крэнстон – еще один фигурист, вошедший в мировую историю фигурного катания и запомнившийся зрителям ярким артистизмом и катанием “из самой души”.

Родившийся в 1949 году, в Гамильтоне (провинция Онтарио, Канада), в семье, любящей и спорт, и искусство, маленький Толлер уже с детства мечтал стать профессиональным танцором. Мечта крепла с помощью исполняемых для для гостей танцев. Гостей довольно часто можно было встретить в гостеприимном доме Крэнстонов, а потому танцевал мальчик тоже часто. В пять лет, оказавшись вместе с сестрой на балетном классе, мечта в одночасье умерла – мальчика выгнали, не увидев никаких перспектив и талантов танцовщика.

Будущее Толлера решилось в пользу фигурного катания благодаря случаю. В семь лет он принял участие, опять же вместе с сестрой, в ледовом карнавале и понял, что хочет кататься на коньках. Он был принят в школу фигурного катания и начались полноценные трудовые будни.

На дебютном чемпионате мира 1970 года его ждал провал: место за первой десяткой, неудачный прокат программы, низкие оценки и никакой заинтересованности и внимания со стороны зрителей. Последнее особенно ударило по самолюбию, потому как больше всего он ждал восторга публики, нескончаемых аплодисментов и, конечно, признания своего артистического таланта. Но этого не произошло и он понял, что нужно искать что-то еще, что-то настолько неповторимое и авторское, что будет принадлежать именно ему и ассоциироваться именно с ним.

Окончив к тому времени еще Школу изящных искусств и, получив образование профессионального художника, Крэнстон переезжает в Торонто, где начинает сотрудничать с новым тренером Эллен Бурке. Тандем оказался удачным еще и потому, что самой Эллен Бурке был очень близок стиль и направление катания  Крэнстона. Они, как оказалось, оба хотели соединить фигурное катание с искусством, дабы на льду можно было увидеть не только исполнение элементов, но и душу спортсмена, способного передать настроение, эмоции и чувства через цельный образ и характер поставленной программы.

Начиная с 1971 года, Толлер Крэнстон шесть раз подряд становится чемпионом Канады. Но чего-то не хватает… Остается какая-то неудовлетворенность от проделанной работы, сопряженная с нереализованностью. Но наконец-то кропотливая каждодневная работа, в том числе поиск “своего лица”, приносит результаты. В 1974 году рождается программа под музыку Руджеро Леонкавалло “Паяцы”.

Из воспоминаний фигуриста: “Помню вечер, когда были созданы «Паяцы». Это было странное ощущение, когда чувствуешь, что находишься на пороге прекрасного. Обычно я обращаю внимание на других фигуристов нашего клуба, которые тренируются вместе со мной. Но в тот вечер я просто выбросил их из головы. И хотя программа только рождалась, все они ушли со льда. Они, наверное, понимали, что со мной происходит. И вдруг я увидел: за окном катка на меня смотрели молодожены и их друзья. Потом они — человек шестьдесят — вошли на каток. Они долго стояли. И у многих были слезы на глазах…”

Вот так получилось, что программа, в которой создан образ человеческой трагедии, принесла Толлеру Крэнстону человеческий триумф. Это было признание и специалистов, и зрителей. Именно то признание, к которому Крэнстон так долго шел и которого так хотел. Как он сам говорил: “И тогда я понял, что могу всё…”. Всегда важно, чтобы человек поверил в себя и в свои собственные силы. У Толлера Крэнстона это получилось. Он оставил нам наследие в виде блестящего и неповторимого воплощения образов на льду.

К сожалению жизнь Толлера Крэнстона была недолгой (он умер в 2015 году), но эта жизнь была яркой и насыщенной, такой же яркой как и картины не только прославленного фигуриста, но и художника Толлера Крэнстона.

Сегодня я предлагаю вам, дорогие читатели, вспомнить эту программу. Пока пересматривала и решала какую запись выложить, пересмотрела довольно много разных программ фигуриста и подумала, что Крэнстон фантастически музыкален. Он потрясающе слышит и чувствует любую музыку.

Предлагаю к просмотрю все же вариант 1975 года с показательных выступлений в Москве (приз газеты “Московские новости”).

При подготовке использован материал из книги: Звезды ледяной арены. Сборник. М, “Сов. Россия”, 1976, 144 с.