Человек, который изобрел машину для заливки льда.

Нам всем очень нравится гладенький, залитый лёд – и фигуристам, и любителям фигурного катания. А заливают его специальные заливочные машины, по-научному – ресурфейсеры. И сегодня мы поговорим об изобретателе этой машины – Фрэнке Замбони, человеке, который внес неоценимый вклад в развитие ледовых видов спорта, да и не только ледовых.

Сын итальянских эмигрантов Фрэнк Замбони родился 16 января 1901 года, в США, в штате Юта, и был третьим ребенком в семье. С 15 лет будущий изобретатель работал, помогая отцу на семейной ферме, и, одновременно, работая автомехаником. В 1920 году семья переехала в Калифорнию, в пригород Лос-Анджелеса, где вместе с младшим братом Фрэнк организовал свой автосервис в гараже старшего брата Джорджа.

Чуть позже Фрэнк и Лоуренс (младший брат) занялись установкой водонасосного оборудования для молокозаводов. А в 1927 году братья основали завод по производству глыбового льда, который пользовался в то время небывалым спросом у оптовых торговцев овощами и фруктами. А в 1940 году братья построили самый большой каток в США – Iceland, используя при строительстве собственные холодильные установки для заморозки льда. Каток пользовался большой популярностью, каждый день на нем можно было видеть любителей покататься на коньках.

Но вот тут и нарисовалась проблема. Кататься хотели многие, а на чистку льду вручную уходило минимум полтора часа и дюжина крепких мужчин. Терять полтора часа на чистку льда для братьев было непозволительной роскошью, и Фрэнк всерьез задумался как максимально сократить время для очистки катка.

В 1942 году Замбони конструирует первый прототип будущего ресурфейсера, но попытка оказалось неудачной и разработки пришлось отложить на долгие пять лет. Лишь в конце лета 1948 года Фрэнку удается воплотить задуманное и разработать такую машину, которая может почистить лёд за десять минут и управляется всего лишь одним человеком!

Работа машины состояла из нескольких операций: острый скребок фактически срезает поверхностный слой льда, стружка собирается в специальный конвейер, который подвигает стружку в снежный резервуар. В это же время из второго резервуара на лёд вытекает (подается) вода и аналог швабры собирает со льда оставшуюся грязь. Грязная вода поступает вслед за стружкой в первый резервуар, где фильтруется и перемещается во второй резервуар. И, наконец, чистая горячая вода равномерно распределяется по льду и замораживается. (Прим. попыталась объяснить простыми словами) В мае 1949 года Фрэнк Замбони подает заявку на получение патента и основывает компанию Frank J. Zamboni & Co.

В 1950 году на каток в Пасадене (США) приехала первая проданная заливочная машина, стоимость которой была около 5тыс. долларов США. Вторая и третья машины “Zamboni” были куплены трехкратной Олимпийской чемпионкой Соней Хени для её ледового шоу. А четвертая проданная машина и сейчас находится в Зале хоккейной славы США.

23 июня 1953 года Фрэнк Замбони официально получает патент на свое изобретение и уже в 1954 году продает десять машин.

Год от года спрос на ресурфейсеры возрастал, и братья открыли второй завод в Канаде, провинции Онтарио, а также филиал продаж в Цюрихе, Швейцария. С момента своего основания компания Frank J. Zamboni & Co. продала более десяти тысяч машин для заливки льда. И до настоящего времени, благодаря изобретателю Фрэнку Замбони, происходит подготовка льда для тренировок и соревнований с помощью ресурфейсеров.

Фрэнк Замбони умер в возрасте 87 лет – 27 июля 1988 года. Бизнес продолжают развивать его дети. Уже после смерти имя изобретателя было введено в Зал Славы США по Фигурному Катанию, в Зал Славы мирового фигурного катания и Музей мирового фигурного катания, и в Зал Хоккейной Славы США.

Вот такой он – невидимый волшебник льда, человек, который внес неоценимый вклад в развитие ледовых видов спорта и оставил свое имя в мировой истории.