Двукратные Олимпийские чемпионы 1964 и 1968 годов, четырехкратные чемпионы мира, четырехкратные чемпионы Европы с 1965 по 1968 годы, шестикратные чемпионы СССР (1962-1964 и 1966-1968гг.), новаторы в парном катании — Людмила Белоусова и Олег Протопопов, они буквально не катались на льду, а летали и парили над льдом, настолько бесшумным и легким было их катание.

Сегодня вспомним и поговорим о триумфальной произвольной программе олимпийского 1968 года на музыку Бетховена и Рахманинова, а именно о рождении этой программы и работе спортсменов над этой программой.

В своей книге Людмила Белоусова и Олег Протопопов рассказывают о том, что создавая эту программу, они, как всегда, шли от содержания музыки:

» I часть. Начало композиции — звучит «Лунная». Раскрытие темы нам представлялось так: грезы любви, стремление любящих сердец друг к другу и разлука — трагедия любви… Первые такты: партнерша отступает назад на зубчиках— партнер стремится погладить ее руку. Она ускользает от него… Завязка завершается парной обводкой вперед-наружу…. Буря страстей усиливается. В парном вращении лицом к лицу нам хотелось передать близость любящих сердец, динамику развития темы… Но вот последний всплеск чувств, последний взлет партнерши (поддержка 1,5 оборота), и они расстаются навсегда… II часть, Пятая симфония. Общеизвестно содержание Пятой симфонии: «От тьмы к свету, через борьбу к победе». Музыкальные пики мы подчеркиваем прыжками: двойной «ритбергер» и 1,5 «аксель», двойной «сальхов»… элементы и их исполнение во второй части приобретают совсем иную окраску. Они выполняются резче и сильнее, в противоположность мягким и нежным поддержкам первой части, подчеркивается динамика темы борьбы, постепенное нарастание напряжения… III часть. Возрождение. Постепенно идет нарастание темпа, и вот будто раскручен огромный маховик… И вот уже в унисон нашим чувствам и исполнению звучит Третий концерт Рахманинова… Выбор элементов для этой части велся очень скрупулезно. Легкостью исполнения нам хотелось подчеркнуть ту величайшую радость, которая заложена в финале концерта. Здесь все должно было литься свободно и раскованно.»

Вот такая кропотливая работа над образом и всеми деталями передаваемого образа произвольной программы. Я бы сказала целое драматическое произведение. Так работают настоящие мастера, которые уже думают не только о том, как бы не сорвать тот или иной элемент, а как преподнести программу, прожить её и оставить такое художественное впечатление от программы, чтобы она понравилась и зрителям, и судьям, а самое главное, чтобы она надолго запомнилась.